Куклы театра военных действий
В общей сложности в первые годы войны было организовано около 4 тысяч фронтовых бригад, в которых служило более 40 тысяч актеров.
В июле-августе 1941 года в военных частях, госпиталях уже играли кукольные спектакли сотни актеров-кукольников. Во время войны многие из них погибли, выполняя свой долг!
В сентябре 1941 года попала в окружение и погибла фронтовая бригада Московского театра кукол, сформированная артистом С.Задониным. В составе бригады были артисты Н.В.Сазонова, Мартынова, В.Н.Распопов, М.В.Глотов.
В 1942 году под Ленинградом погибла фронтовая бригада кукольников во главе с выдающимся актером и режиссером М.Дрозжиным.
Для фронтовых кукольных представлений писали пьесы видные советские литераторы, драматурги, журналисты: Л. Ленч «Сон в руку», М.Рудин «Наоборот», С.Серпинский «Как Гитлер черту душу продал», С.Преображенский «Цветы мести», А.Бычков и Л.Браусевич «Как немецкий генерал с поросенком воевал», а так же многие другие.
Художник по куклам, автор уникальной системы кукол с подвижной мимикой, Е.Беклешова сделала для выступлений на фронте пять мимирующих кукол: Гитлер, Геббельс, Черчилль, Муссолини, Фриц. На разных фронтах страны с этими куклами работали профессионалы и непрофессионалы, они придумывали тексты хлестких сценок и частушки. Смех поднимал боевой дух, укреплял веру в победу.
С Геббельсом работал А.Райкин, с Муссолини в костюме Пьеро – С.Образцов, с Фрицем и Гитлером на одном из фронтов сын художницы – Борис Беклешов. Художник рассказывала, что когда вещмешок Бориса с куклами сгорел при бомбежке, сына послали с передовой в Москву – за новыми куклами! А Беклешову, тем временем, вызвали в главное политическое управление Красной Армии и попросили сделать еще несколько комплектов военных кукол для выступлений на фронте, снабдив её всеми необходимыми материалами для выполнения этой нужной работы. Сейчас военные куклы Беклешовой находятся в Музее Победы на Поклонной горе.
Вспоминая о выступлениях артистических агитбригад, Сергей Образцов писал о том, с какой радостью и благодарностью принимали артистов солдаты и командиры:
«Когда кончился наш концерт, к нам подошел генерал и сказал: «Большое вам спасибо. Нам завтра в бой, а сегодня солдаты будут крепче спать. Хорошее настроение перед боем – это очень важно».
Из талантливых молодых солдат собирали группы (3-4 человека), изготавливали кукол, репетировали, и эти группы десятками отправляли на фронт. Артистам-любителям часто на помощь приходила солдатская смекалка.
Так, осенью 1941 года в Донбассе два бойца, композитор Илья Френкель и писатель-сатирик Владимир Поляков, создали маленький театр кукол «Каленым штыком». Текст пьесы и музыку они написали сами, а вот делать кукол не умели.
Вспомнив эстрадный номер Образцова с деревянными шариками вместо кукол, Френкель и Поляков взяли для работы обыкновенные картофелины. Проделав в клубнях, похожих на уродливые головы, отверстия, они оказались обладателями оригинальных театральных кукол. Спектакль состоял из нескольких номеров: дуэт картошки-Геббельса и Риббентропа, романс картошки-Муссолини и другие. Спектакли «картофельного театра» с огромным успехом проходили в воинских частях, госпиталях.
С большим успехом выступал и любительский агитационный театр кукол инженера дорожной связи Дмитрия Спасского. Весь его «театр» состоял из чемодана с куклами и ширмы. Он сам лепил, рисовал, мастерил кукол, писал пьесы, песенки. Свои программы он вел от имени персонажа по имени Дед Кузьма. Спасский вспоминал:
«После моего концерта старший лейтенант, командир батареи как-то сказал: «Нас артист очень хорошо повеселил, а теперь мы покажем ему свое искусство». И дает команду: «За деда Кузьму по фрицам столькими-то минами - огонь!»…